В данное время идет разработка новой редакции таможенного кодекса Украины. Этот документ направлен на то, чтобы приблизить таможенные правила Украины к мировой практике и решить проблемы, возникшие за последние годы в сфере таможенного оформления грузов. Мы уже писали о развитии новой формы организа

В данное время идет разработка новой редакции таможенного кодекса Украины. Этот документ направлен на то, чтобы приблизить таможенные правила Украины к мировой практике и решить проблемы, возникшие за последние годы в сфере таможенного оформления грузов. Мы уже писали о развитии новой формы организации бизнеса, автором которой в Украине стал Олег Викторович Рыбальченко, учредитель Polly Group Ukraine. ( www.polly.ua ) Эта форма организации бизнес-процесса соответствует тем изменениям, которые произошли в мире за последние десятилетия – прежде всего геоклиматическим изменениям и глобализации рынков. В этих условиях для эффективного развития фруктово-овощного рынка необходимо соединение в единой бизнес-формации производства, импорта, экспорта и логистики. В этих условиях национальная экономика развивается эффективно только в случае, если она достаточно эффективно интегрирована в систему мирового хозяйства – а это, в свою очередь, предполагает наличие современной, понятной и эффективной таможенной процедуры.

Какие изменения в кодексе нужно сделать, чтобы наша таможня работала в соответствии с современными требованиями, прогрессивные формы организации бизнеса могли развиваться, укрепляя национальную экономику и делая устойчивым положение Украины в системе мирового хозяйства?

Самым существенным в таможенном оформлении была и остается процедура уплаты таможенных сборов.
Известно, что таможенная стоимость является основой для начисления таможенных платежей (НДС, пошлины, акциза, таможенных сборов и т.д.). Эти платежи наполняют значительную часть государственного бюджета, поскольку позволяют взымать с импортеров часть прибавочной стоимости, которая образуется на внутреннем рынке.
В соответствии со сложившейся мировой практикой таможенной стоимостью товаров, которые перемещаются через таможенную границу Украины, является их цена, которая была фактически уплачена или подлежит уплате за эти товары к моменту пересечения таможенной границы Украины.
Определение таможенной стоимости товаров, которые импортируются в Украину, осуществляется согласно таким методам:
• по цене договора относительно товаров, которые импортируются (стоимость операции);
• по цене договора относительно идентичных товаров;
• по цене договора относительно подобных (аналогичных) товаров;
• на основе отнимания стоимости;
• на основе добавления стоимости (вычисленная стоимость);
• резервного.
Первый метод является, согласно закону, основным, однако сегодня остальные пять могут использоваться таможенными органами, в случае если таможенная стоимость декларируемых товаров не соответствует ценовой базе ГТСУ и получатель груза не может предоставить дополнительные документы, подтверждающие стоимость данных товаров. Иными словами, импортер со своим грузом на украинской таможне попадает в ситуацию, когда цену его товара устанавливает таможенник, опираясь на свою, неизвестно откуда взятую базу данных. Или не устанавливает, если посчитает нужным… Чувствуете разницу?

Здесь и начинается самое интересное. Как образуется реальная стоимость товара в условиях рыночной экономики? На рынке встречаются два контрагента и на основании собственных расчетов договариваются о приемлемой для себя цене. Как видим таможня здесь должна быть ни при чем. То есть совершенно. У нас же таможенник на практике в большинстве случаев отказывается принимать во внимание указанную в официальных документах информацию о цене и устанавливает собственную – как правило, завышенную, иногда в десятки раз!

Таможенные органы по идее должны взымать в пользу государства определенную сумму за то, что это государство формирует условия для дальнейшего движения товара – либо к потребителю в своей стране, либо к потребителю в другой, если это транзит. Поскольку указанная выше практика противоречит международным соглашениям, так называемая ценовая база таможни везде заявлена как «справочная», хотя фактически используется для того, чтобы государство, нарушая право частной собственности и все экономические законы, повышало стоимость товара для потребителя.

Более того, существующий порядок предполагает, что таможенник всегда заведомо прав, используя свою «справочную базу», а импортер всегда заведомо неправ, на него таможня смотрит как на правонарушителя, независимо от того, что ничего не доказано, т.е. нарушается презумпция невиновности. В итоге свою невиновность импортеру приходится доказывать в суде – что не все умеют и могут себе позволить сделать. Секретная и недоступная никому, «справочная база» таможни превратилась в «Голубиную книгу», которая содержит все на свете. Практически эта ситуация порождает коррупционные риски, которые состоят в том, что конкретный таможенный инспектор может признать, а может и не признать заявленную импортером стоимость – соответственно взять в качестве сборов большую или меньшую сумму.

За все, как всегда, платит потребитель. Таможенник при этом всегда заявляет, что именно он отстаивает интересы государства, будто честных и социально ответственных коммерсантов не может быть в природе. Повышение же цены, которое происходит из-за неправомерного повышения сборов с импортеров объясняют потребителю тем, что во всем виноват импортер, который слишком много получает прибыли. В результате количество импортируемых фруктов уменьшается, цены на них на внутреннем рынке растут, что повышает также и цены на продукцию местного производителя. Накрутка цен продолжается под демагогические заявления о жадности торговцев. Покупательная способность населения не позволяет покупать фрукты по завышенным ценам – значит нет экономического смысла их много завозить. В результате всего этого население употребляет меньше витаминов, больше болеет и умирает. Вот такая получается цепочка событий.

Каков выход? Конечно же, одними законами тут не обойтись. По части законодательства необходимо прежде всего записать в виде прямой нормы нового таможенного кодекса, что таможенная стоимость – это не стоимость товара, а расчетная величина, которая используется органами таможенной стоимости на основе расчетов, в основу которых положена цена контракта, т.е. первый метод. Следуя принципу презумпции невиновности, таможенник ,будет обязан либо принять указанные там данные, либо опровергнуть их, то есть доказать, что они неверны.
В этом случае на рынке будут действовать законы рыночной экономики, а производители и импортеры будут находиться в равных условиях на рынке, поскольку уплатят одинаковую часть стоимости ввозимого на внутренний рынок товара. Только в этом случае рынок Украины будет жить по тем же законам, по которым живут рынки цивилизованных стран мира, а население будет употреблять фруктов достаточно и без коррупционного налога на них.

Виктор Коробов

Leave a Reply